Фрагмент для ознакомления
2
Учитывая современный этап в развитии, проблема патриотического воспитания подростков в российском обществе является одной из приоритетных. Ведь от того, насколько хорошо у молодого поколения сформирована гражданская позиция и гражданское самосознание, зависит существование и развитие государства в целом.
Патриотическое воспитание – это сложный целенаправленный процесс, главной задачей которого является формирование высокого чувства патриотизма, патриотического самосознания, чувства верности своему Отечеству, его историческому наследию и народам, а также его готовности выполнять свой гражданский долг.
Патриотическое воспитание детей старшего школьного возраста, обладающее открытостью, мобильностью, гибкостью, умением оперативно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества и государства, является одним из определяющих факторов развития способностей и интересов, гражданских, социальных и профессиональных самоопределение учащихся, а также непосредственно влияет на профилактику девиантного поведения.
В современном обществе понятие «патриотизм» вызывает у людей самые разные чувства и эмоции. Для одних это предмет гордости и большой ценности, для других – устаревшая традиция. Часто патриотизм ассоциируется со служением Родине, мужеством и самопожертвованием. Однако чтобы понять всю глубину этого понятия, недостаточно полагаться на проверенные эффекты.
Основным способом развития духовности и чувств является знакомство с культурой и ценностями своего народа. Патриотизм воспитывается с раннего детства. Оно возникает индивидуально и тесно связано с духовным развитием человека, как и любое другое чувство. Это явление свидетельствует о росте духовных ценностей человека. Мыслители и философы, обращаясь к теме патриотизма, давали различные его определения. В настоящее время эта концепция утратила свою актуальность, и страна пытается вернуть утраченные чувства гражданственности, любви и эмоциональности. Патриотизм приобщает детей к общечеловеческим ценностям. Совокупность моральных качеств и ценностей является результатом формирования патриотизма.
Тема патриотизма всегда была актуальна и затрагивалась известными русскими писателями. Русский философ, писатель и публицист И. А. Ильин писал: «Люди незаметно привыкают к своему окружению, к природе, к соседям и культуре своей страны, к жизни своего народа. Но именно поэтому духовная сущность патриотизма почти всегда остается за порогом его сознания».
Важную роль в патриотическом воспитании играет практика приглашения ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда на встречи с детьми. Эти встречи с интересными людьми, которые могут поделиться реальным опытом, должны быть не просто формальностью, а настоящим событием. Это позволяет развивать патриотические убеждения и моральные аспекты. Такие встречи помогают раскрыть активную гражданственность, причастность к героической истории России, верность Родине и готовность служить Родине.
Музеи также играют важную роль в патриотическом воспитании. Они становятся культурными центрами, решающими проблемы развития патриотизма у подростков. Музеи могут напрямую влиять на эмоциональную и интеллектуальную сферы человека.
В сфере образования определяется не только государственная политика, но и социальная миссия страны. Она направлена на воспитание трудолюбия, нравственности, активности и жизненной позиции. Любовь к Родине, служение Родине, знакомство с культурой и традициями могут быть реализованы через патриотическое воспитание. Патриотизм – одно из сложных культурных, психологических и политических явлений. В содержании воспитания и воспитания подростков приоритет принадлежит военному патриотизму, любви к Родине. Хотя в патриотизме еще много специфики. Все вышесказанное свидетельствует о том, насколько актуальна эта тема в современном российском обществе.
Цель исследования – изучение особенностей в воспитании патриотизма на уроках истории и обществознания в старших классах.
Объект исследования – процесс воспитания патриотизма учеников старших классов.
Предмет исследования – направления и методы воспитания патриотизма на уроках истории и обществознания в старших классах.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность патриотизма.
2. Охарактеризовать воспитание патриотизма на уроках истории и обществознания и описать патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания в процессе внеклассной работы.
4. Определить методы и приемы воспитания патриотизма на уроках истории в старших классах.
5. Разработать методические рекомендации по воспитанию патриотизма на уроках обществознания в старших классах.
Степень научной разработанности: проблема патриотизма (H.A. Добролюбов, B.B. Зеньковский, И.А. Ильин, Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев и др). Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения (М.П. Бузский, А.К. Быков, А.Н. Вырщиков, В.И. Деникин, Г.В. Здерева, Н.В. Ипполитова, Н.М. Конжиев, Н.К. Крупская, М.Б. Кусмарцев, И.С. Марьенко, И.И. Моносзона и т.д.)
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Изменения в современном обществе повлекли за собой смену парадигмы воспитания, при котором основное внимание уделяется воспитанию независимости, креативности, инициативности, ответственности и способности принимать правильные решения в сложных и экстремальных ситуациях. Наряду с совершенствованием образовательной деятельности необходимо также улучшить и патриотическое воспитание детей и молодежи нашей страны.
Возрождение и развитие патриотизма у граждан в государственных программах и официальных документах рассматривается как основа духовно-нравственного единства Родины. Это считается основной целью и социальной ценностью, потому как патриотизм обладает необычайной силой для личности, вдохновляя и сплачивая массы в самые трудные времена, создавая желание активно действовать для социально-экономического развития Родины и обеспечения ее безопасности [5].
«В современном мире на самом деле не имеет большого значения, где конкретно географически ты находишься, важнее другое – чувство сопричастности со своей Родиной, со своей историей, со своей культурой, - провозгласил Президент России Владимир Владимирович Путин.
Понятие «патриот» было взято из французского языка – patriote, суффиксально образованного от слова patria – «Родина». В те времена патриотами себя называли борцы за народное дело, защитники республики от предателей и изменников родины. Но в России данный термин впервые был использован в 18 веке, когда главной задачей стояло сплочение народа в только образовавшейся Российской Империи, чтобы показать Европейским странам, что новое государство им ни в чем не уступает.
Появившиеся в этот период первые отечественные историки в своих работах рассказали о том, что у России есть своя история, культура, традиции и язык. Этими историками являлись Н. Н. Татышев, В. Н. Татышев, М. М. Ломоносов, Н. М. Карамзин. Так они пробудили в народе интерес к познанию своих корней и русской культуре в целом.
В. С. Соловьев в своей работе «Русская идея» отмечал: «Проявлять свою мощь, преследовать свой национальный интерес — вот все, что надлежит делать народу, и долг патриота сводится к тому, чтобы поддерживать свою страну и служить ей в этой национальной политике».
Для достижения утопических и непродуманных целей в послеоктябрьский период Россия и российские интересы вновь были подчинены задаче интернационализации общественных отношений. Воинствующий атеизм, стремившийся искоренить православие, нанес наибольший вред русской культуре. Это наложило отпечаток на национальную идентичность, которая деформировалась, ослабла и утратила свои ценности и национальные корни. Преемственность между поколениями также значительно ослабла, и тенденция к населению, особенно молодежи, усилилась, дал свое собственное определение патриотизму в то время Ленин: "Патриотизм – это любовь к Родине, одно из глубочайших чувств, закрепленное веками и тысячелетиями изолированного отечества". [2]
"Современный толковый словарь русского языка" Т.Ф. Ефремовой объясняет патриотизм как "любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины" [3].
В Толковом словаре Владимира Даля указано, что патриот - это любитель отечества, ревнитель его блага, любитель отечества, отчизны или отчизны родной дом.
Весьма содержательно определение патриотизма Н. М. Ильичевым: "Патриотизм – это исторически сформировавшаяся и диалектически развивающаяся категория социальной философии, основанная прежде всего на материальном производстве, которая отражает позитивное отношение людей к своей Родине, включая патриотическое сознание, деятельность, взаимоотношения, организацию и реализует идеологическую, методологическую, коммуникативную, ценностную и другие функции"
Патриотизм включает в себя:
1) чувство отображающее привязанность к месту, где человек был рожден, а затем проходило его детство;
2) уважение к языку вашего народа;
3) забота, затрагивающая интересы Родины;
4) сознание долга перед Родиной, защищать ее честь и достоинство, свободу и независимость (защита Отечества);
5) способность к проявлениию гражданского чувства и сохранения верности Родине;
6) гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
7) умение нести гордость Родины, государственных символов, за свой народ;
8) уважение к историческому прошлому Родины, ее народа, его обычаям и традициям;
9) чувство ответственности за судьбу родины и ее народа, их будущее, которая выражается в желании посвятить свой труд, способности укреплять мощь и процветание родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности [11].
Патриотизм представляет собой проявление любови к своей родине; к своим родным местам ("земле отцов"), к своему родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам творчества своего народа, людей, за прогрессивную социальную и государственную систему. Патриотизм – это бескорыстная преданность своей родине, готовность защищать ее независимость.
М.Э. Шульженко характеризует патриотизм как взаимосвязанную совокупность моральных чувств и поведенческих черт, включающих любовь к Родине, активный труд на благо родины, следование и приумножение трудовых традиций народа, уважение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление укреплять честь и достоинство Родины, готовность и способность защищать ее воинской доблестью, мужеством и самоотверженностью, братством и дружбой народов, нетерпимостью к расовой и национальной вражде, уважение к обычаям и культуре других стран и народов, желание сотрудничать с ними [20].
Следует отметить, что, поскольку понятия "воспитание патриотизма" и "гражданское воспитание" тесно связаны, их необходимо уметь различать. Гражданское воспитание – это формирование гражданственности как неотъемлемой части личности, позволяющей ему реализовать себя в правовом, моральном и политическом направлениях.
Хотя воспитание патриотизма является частью общего образовательного процесса, систематическая и целенаправленная деятельность органов власти и общественного самоуправления по формированию у населения страны сильного чувства патриотизма, верности Родине и готовности выполнять гражданские и конституционные обязанности по защите интересов Отечества [4].
Следует отметить, что патриотическое воспитание как направление образовательной деятельности представляет собой более сложную комбинацию, чем сравнение частей и целого, поскольку оно также связано с другими направлениями (эстетическое воспитание, трудовое воспитание, гражданское воспитание, нравственное воспитание и т.д.).
Патриотизм – это основа укрепления общества в государстве. Его формирование у человека происходит не столько в стенах учебных заведений, сколько в процессе социализации и воспитания. Огромное влияние оказывает: ближайшее окружение (семья, одноклассники, ровесники, друзья); средства массовой информации, учреждения культуры и спорта, различные общественные организации [15].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александров, И. Н. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в школе / И. Н. Александров. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 1 (1). — С. 26-31.
2. Власенко, Е. Г. О патриотическом воспитании школьников в современных условиях (из опыта работы) / Е. Г. Власенко, Е. И. Красникова, Л. Л. Гирда. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 107-110.
3. Гайдуков, Д. А. Военно-патриотическое воспитание молодёжи (правовой аспект) / Д. А. Гайдуков, А. А. Воронцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 3 (502). — С. 330-338.
4. Горбачева, Е. В. Проблемы патриотического воспитания молодёжи в учреждениях образования и культуры / Е. В. Горбачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 44 (230). — С. 266-268.
5. Евсюкова, Л. И. Проблемы формирования гражданской позиции старшеклассников в системе патриотического воспитания на уроках обществоведческого цикла / Л. И. Евсюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 12 (12). — С. 362-366.
6. Захарова, Т. В. Гражданско-патриотическое воспитание в школе по возрастам / Т. В. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 184-186.
7. Каратыгина, Е. В. Условия самореализации учащихся на уроках истории и обществознания как основа успешной социализации в обществе / Е. В. Каратыгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 347-349.
8. Касангалиева, Р. Р. Исследовательская деятельность как один из способов реализации патриотического воспитания молодого поколения на уроках истории и во внеурочное время / Р. Р. Касангалиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 100-101.
9. Комолкина, Т. А. Реализация целей гражданско-патриотического образования суворовцев / Т. А. Комолкина, О. Ю. Лебедева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 4 (190). — С. 194-196.
10. Коноваленко, Е. А. Воспитание гражданственности и патриотизма в современной школе / Е. А. Коноваленко, С. Н. Белянинов, А. Ю. Гончаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 113-115.
11. Немыка, А. А. Специфика организации патриотического воспитания молодежи в современной школе / А. А. Немыка, О. Н. Михайлова, С. В. Разуванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 38 (537). — С. 248-250.
12. Петерс, Е. В. Патриотическое воспитание старшеклассников — основная составляющая работы подростково-молодежных центров / Е. В. Петерс, Д. Н. Абрамов, Р. Ф. Курбанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 206-208.
13. Приешкина, А. Н. Особенности патриотического воспитания обучающихся старших классов / А. Н. Приешкина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 69-71.
14. Пристапчук, Е. С. Патриотическое воспитание обучающихся при изучении истории в основной школе / Е. С. Пристапчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 256-258.
15. Ракинцева, В. И. Патриотическое воспитание учащихся во внеурочной деятельности (из опыта работы) / В. И. Ракинцева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 91-93.
16. Савельева, А. А. Развитие гражданской позиции учащихся на уроках обществознания / А. А. Савельева, Л. И. Николаева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 3 (17). — С. 49-50.
17. Сайдалиходжаева, Н. Ф. Правовое воспитание учащихся старших классов / Н. Ф. Сайдалиходжаева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 130-132.
18. Шегаев, И. С. Система российского образования: к вопросу о проблеме патриотического воспитания / И. С. Шегаев. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 24-26.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Список изменяющих документов (в ред. Приказов Минпросвещения России от 18.07.2022 N 568, от 08.11.2022 N 955, от 27.12.2023 N 102) // Справочная правовая система КонсультантПлюс
20. Шульженко, М. Э. Патриотическое воспитание современной молодежи / М. Э. Шульженко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 240-243.